Сведения об образовательной организации Портал ДО
За 2023 год отмечен рост просроченной кредиторской задолженности медучреждений
За 2023 год отмечен рост просроченной кредиторской задолженности медучреждений
25.04.2024

За 2023 год отмечен рост просроченной кредиторской задолженности медучреждений

За девять месяцев 2023 года просроченные долги государственных медицинских учреждений, функционирующих в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС), увеличились до 25,6 млрд рублей. В 2022 году такие задолженности насчитывали 15,4 млрд рублей, что на 16,4% больше, чем в предыдущем году. Это превышает темп роста субсидий на ОМС на 8,3 процентных пункта за аналогичный период, как сообщают из Счетной палаты.

Аудит показывает, что в некоторых регионах есть «существенный объем остатков неиспользованных средств субсидий на ОМС, несмотря на просроченную задолженность». Это может указывать на неэффективность работы комиссий по составлению территориальных программ государственных гарантий, ответственных за распределение медицинской помощи и финансового обеспечения, считают аудиторы.

Контроль финансово-экономической деятельности медицинских организаций с целью повышения эффективности расходов может улучшить финансовую дисциплину и способствовать более экономному использованию средств, полагают специалисты из Счетной палаты. Однако на данный момент такой анализ не предусмотрен законодательством.

Федеральный фонд ОМС направляет субсидии в бюджеты территориальных фондов ОМС. В 2021 году неиспользованный остаток составил 26,5 млрд рублей, в 2022 году — 51,2 млрд рублей, а за девять месяцев 2023 года — 175,8 млрд рублей.

Счетная палата вместе с контрольно-счетными органами 20 регионов изучила, как средства ОМС использовались медицинскими учреждениями в 2021-2023 годах. Были обнаружены значительные расхождения в структуре затрат и признаки неэффективного использования денег в различных областях.

В структуре расходов больниц основная часть (в среднем 64,2% за три года) приходится на заработную плату. Еще 16,6% средств идут на обеспечение лекарствами и 9,2% на оплату других работ и услуг. Основанием для разницы могут служить объективные факторы, такие как географическое положение или плотность населения.

Анализ расходов на обеспечение лекарствами показал различия в стоимости лекарственных препаратов между регионами. Например, в Карелии затраты составляли 21,8 тыс. руб. на случай лечения, а в Мурманской области — 13 тыс. руб.

Результаты анализа использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС на приобретение медоборудования также говорят о неэффективности трат. Некорректное планирование деятельности медицинских организаций было названо главой ФОМС Ильей Баланиным как причина увеличения задолженности. В прошлом году фонд увеличил контроль над такими расходами, превратив мониторинг в ежемесячный процесс.
Напишите
нам в WhatsApp