23.07.2024
Страховщики раскритиковали новую редакцию приказа Минздрава об экспертизе медпомощи
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обратился к Минздраву и Федеральному фонду ОМС (ФОМС) с просьбой доработать проект приказа о критериях оценки качества медицинской помощи, так как он не соответствует современным требованиям по обеспечению прав граждан на бесплатную и качественную медицинскую помощь. Принятие документа в текущем виде, как указано в письме президента ВСС Евгения Уфимцева к председателю ФОМС Илье Баланину от 19 июля, приведет к размыванию ответственности медицинских учреждений за нарушения и ослаблению механизмов экспертного контроля.
Эксперты отметили, что в проекте приказа, направленном участникам страхового рынка на прошлой неделе, клинические рекомендации представлены выборочно и значительно усечены. В документе отсутствуют положения, касающиеся порядков оказания медицинской помощи, включая перевод пациентов между различными условиями оказания медицинской помощи, что затруднит контроль преемственности медицинской помощи.
Например, по проектируемым критериям экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) невозможно оценить своевременность оказания помощи, так как не установлены временные интервалы для проведения исследований. Также отсутствуют исчерпывающие критерии для оценки правильности методов диагностики, профилактики и лечения, что исключает требования к первичному осмотру, срокам оказания помощи, установлению предварительного диагноза и формированию планов обследования и лечения, а также к назначению и выписке лекарственных препаратов.
Особое внимание уделено социально значимым с демографической точки зрения заболеваниям — онкологическим и сердечно-сосудистым. В проекте документа исключены шесть из 15 критериев оценки качества специализированной медицинской помощи при раке молочной железы, которые устанавливают сроки начала различных видов терапии.
Проект также не содержит множество критериев, предусмотренных действующим Приказом Минздрава России № 203н от 10.05.2017, в том числе критериев, влияющих на достижение национальных целей развития до 2030 года и репродуктивное здоровье граждан. Исключены 127 групп критериев по заболеваниям, таким как злокачественные новообразования предстательной железы, болезни щитовидной железы, некоторые состояния при сахарном диабете, острые аппендициты, панкреатиты, кишечные непроходимости, полипы слизистых оболочек, инвалидизирующие артриты, нефротические синдромы, болезни мочеполовой системы и беременность.
Сокращены критерии оценки лечения при остром нарушении мозгового кровообращения, а для геморрагического инсульта исключен пункт о проведении системного внутривенного тромболизиса не позднее 40 минут с момента постановки диагноза.
Эксперты также указали, что по ряду заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи предусмотрены только один или два критерия, не отражающие качество оказанной помощи. Такие критерии, как «Назначен осмотр/прием врача» и «Назначены лекарственные препараты», не могут служить конечным результатом медицинской помощи.
В проекте отсутствуют критерии оценки качества медицинской помощи для значительного объема заболеваний, по которым нет действующих клинических рекомендаций. В 2023 году 12,1% всех случаев медицинской помощи, по которым проводились экспертизы, были связаны с заболеваниями, для которых проектом предлагается исключить критерии качества. Эти случаи содержали 26,7% нарушений.
Исключение критериев качества по ряду заболеваний создаёт риск невозможности оценки качества медицинской помощи при контроле на уровне страховой медицинской организации (СМО), территориального фонда ОМС (ТФОМС) и ФОМС. Это может привести к снижению качества медицинской помощи, нарушению прав застрахованных на своевременную и качественную медицинскую помощь, ослаблению механизмов независимого экспертного контроля и снижению ответственности медицинских организаций за нарушения. Проектируемые критерии также не позволят контролировать рациональность расходов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, говорится в обращении.
Эксперты отметили, что в проекте приказа, направленном участникам страхового рынка на прошлой неделе, клинические рекомендации представлены выборочно и значительно усечены. В документе отсутствуют положения, касающиеся порядков оказания медицинской помощи, включая перевод пациентов между различными условиями оказания медицинской помощи, что затруднит контроль преемственности медицинской помощи.
Например, по проектируемым критериям экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) невозможно оценить своевременность оказания помощи, так как не установлены временные интервалы для проведения исследований. Также отсутствуют исчерпывающие критерии для оценки правильности методов диагностики, профилактики и лечения, что исключает требования к первичному осмотру, срокам оказания помощи, установлению предварительного диагноза и формированию планов обследования и лечения, а также к назначению и выписке лекарственных препаратов.
Особое внимание уделено социально значимым с демографической точки зрения заболеваниям — онкологическим и сердечно-сосудистым. В проекте документа исключены шесть из 15 критериев оценки качества специализированной медицинской помощи при раке молочной железы, которые устанавливают сроки начала различных видов терапии.
Проект также не содержит множество критериев, предусмотренных действующим Приказом Минздрава России № 203н от 10.05.2017, в том числе критериев, влияющих на достижение национальных целей развития до 2030 года и репродуктивное здоровье граждан. Исключены 127 групп критериев по заболеваниям, таким как злокачественные новообразования предстательной железы, болезни щитовидной железы, некоторые состояния при сахарном диабете, острые аппендициты, панкреатиты, кишечные непроходимости, полипы слизистых оболочек, инвалидизирующие артриты, нефротические синдромы, болезни мочеполовой системы и беременность.
Сокращены критерии оценки лечения при остром нарушении мозгового кровообращения, а для геморрагического инсульта исключен пункт о проведении системного внутривенного тромболизиса не позднее 40 минут с момента постановки диагноза.
Эксперты также указали, что по ряду заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи предусмотрены только один или два критерия, не отражающие качество оказанной помощи. Такие критерии, как «Назначен осмотр/прием врача» и «Назначены лекарственные препараты», не могут служить конечным результатом медицинской помощи.
В проекте отсутствуют критерии оценки качества медицинской помощи для значительного объема заболеваний, по которым нет действующих клинических рекомендаций. В 2023 году 12,1% всех случаев медицинской помощи, по которым проводились экспертизы, были связаны с заболеваниями, для которых проектом предлагается исключить критерии качества. Эти случаи содержали 26,7% нарушений.
Исключение критериев качества по ряду заболеваний создаёт риск невозможности оценки качества медицинской помощи при контроле на уровне страховой медицинской организации (СМО), территориального фонда ОМС (ТФОМС) и ФОМС. Это может привести к снижению качества медицинской помощи, нарушению прав застрахованных на своевременную и качественную медицинскую помощь, ослаблению механизмов независимого экспертного контроля и снижению ответственности медицинских организаций за нарушения. Проектируемые критерии также не позволят контролировать рациональность расходов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, говорится в обращении.
Другие новости