Основные аспекты организации внутреннего контроля качества в медицинском учреждении
Приоритетная задача здравоохранения – непрерывное повышение эффективности медицинской помощи, то есть качества и безопасности для всех граждан. Эти понятия подразумевают выполнение любых медицинских вмешательств квалифицированными сотрудниками, применение сертифицированных инструментов, аппаратуры и изделий согласно инструкциям, профилактика т.н. «больничных инфекций» (ИСМП) и высокий уровень санитарно-эпидемиологического надзора, а также информационную безопасность – просвещение населения по вопросам охраны здоровья и защита медицинской тайны. Все эти аспекты включает система управления качеством медорганизации.
Обращаем внимание, что МУИР проводит семинары, посвященные частным вопросам организации внутреннего контроля и клиентского сервиса в медицинских организациях. Следите за анонсами, чтобы не пропустить интересные события!
Аудит качества предполагает мониторинг всех перечисленных аспектов. Коммерческие и государственные медицинские учреждения традиционно являются объектом повышенного внимания со стороны надзорных органов. Чтобы избежать конфликтов с проверяющими инстанциями, необходимо организовать эффективный внутренний контроль в клинике, подразумевающий своевременное выявление и минимизацию рисков и мероприятия по повышению качества управления и сервиса в медицинской организации.
Минимизация рисков в здравоохранении
В 2018 году органы СК РФ возбудили более двух тысяч уголовных дел по факту ненадлежащего исполнения обязанностей по оказанию медицинской помощи. Это на 24% больше, чем в 2017 году. Всего за 2018 год в следственные органы поступило более шести тысяч жалоб на действия медработников, отмечается, что за период с 2012 года количество общений в СК и количество уголовных дел против врачей и медицинских организаций выросло в семь раз.
Чтобы минимизировать риски для организаций и повысить безопасность и качество медицинских услуг для населения, Росздравнадзор издал Практические рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Они были поэтапно внедрены во все учреждения в стационары (в 2015 году), поликлиники (в 2016 году) и медицинские лаборатории (в 2018 году). Этот документ объединяет требования к безопасности и качеству в современных реалиях здравоохранения, уже зафиксированные в нормативно-правовых документах.
Внедрение Практических рекомендаций в деятельность учреждений
По данным на весну 2019 года Практические рекомендации внедрены в работу медицинских учреждений в 29 регионах России. Росздравнадзор сообщает, что удалось достигнуть следующих результатов:
- Повышения комфорта пациентов;
- Снижение количества летальных исходов;
- Снижение сумм штрафов медицинских учреждений;
- Оптимизация работы стационаров;
- Повышение эффективности расходования средств;
- Более рациональное расходование лекарств;
- Снижение количества дублирующих анализов;
- Оптимизация управления всеми процессами.
- По данным ведомства, организации выполняют большую часть требований, а содержание документа не вызывает вопросов у персонала.
Как выполнять Практические рекомендации?
В настоящее время Минздрав совместно с Росздравнадзором разрабатывает проект приказа «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», поскольку организация внутреннего контроля на основании Практических рекомендаций доказала свою эффективность. Основные векторы работы организаций, согласно документу:
- обеспечение безопасности медицинской деятельности;
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- Соблюдение порядков и стандартов медпомощи, клинических рекомендаций;
- соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований;
- соблюдение медработниками и руководителями медорганизаций ограничений, применяемых при осуществлении профессиональной деятельности;
- соблюдение сроков оказания медпомощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата с учетом критериев оценки качества медпомощи;
и некоторые другие.
Выполнение рекомендаций может осуществляться посредством мониторинга соблюдения всех перечисленных предписаний, то есть сбора, анализа данных и определения целевых показателей, а также динамики этих показателей, и объективной оценки результатов. Один из основных аспектов внутреннего контроля – это формирование внутренней информации обо всех событиях, в том числе о нежелательных.
Для эффективного внутреннего контроля необходимо:
- Анализировать данные всех видов документов, издаваемых организации;
- Проводить опросы персонала организации;
- Проводить опросы пациентов и их законных представителей;
- Наблюдать за процессами в организации.
- Используя эти источники, можно получить объективную оценку деятельности организации.
Внутренний контроль как инструмент повышения эффективности работы учреждения
Мировой опыт показывает, что эффективная организация системы внутреннего контроля позволяет сокращать 15% расходов. Россия активно перенимает этот опыт: создается система информирования пациентов, внедряется стандартизация процессов оказания медицинской помощи, осуществляется мониторинг безопасности услуг. Одним из самых перспективных направлений в области повышения качества и безопасности медицинских услуг – это внедрение в работу учреждений цифровых технологий. В настоящий момент чиновники Минздрава работают над приказом, устанавливающим единые требования к внутреннему контролю безопасности и качества медицинских; предполагается, что этот документ позволит оптимизировать работу медучерждений к международным стандартам.