В Минздрав поступило предложение от АСИ по поводу создания центра, контролирующего межтерриториальные расчеты в системе ОМС - Новости МУИР
В Минздрав поступило предложение от АСИ по поводу создания центра, контролирующего межтерриториальные расчеты в системе ОМС
В Минздрав поступило предложение от АСИ по поводу создания центра, контролирующего межтерриториальные расчеты в системе ОМС
26.09.2022

В Минздрав поступило предложение от АСИ по поводу создания центра, контролирующего межтерриториальные расчеты в системе ОМС

В адрес российского Минздрава поступило предложение, касающееся наделения ФОМС полномочиями клиринговой организации в системе межтерриториальных расчетов. В этом контексте отмечается, что сейчас в большинстве субъектов оказание медпомощи гражданам из других регионов не включают в плановые объемы.
Стало известно об обращении АСИ с предложением предоставить ФОМС статус клиринговой организации для оптимизации осуществления межтерриториальных расчетов. Данная инициатива изложена в докладе, касающемся оптимизации системы здравоохранения и направленном в Национальную медицинскую палату, а также комиссию Госсовета.

Отмечается, что актуальная на данный момент система расчетов между регионами является причиной финансового дисбаланса. В итоге дебиторская задолженность ТФОМС превышает кредиторскую задолженность за медпомощь. Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов РФ помощь, оказываемая приезжим, не входит в плановые объемы. Следствием подобных недоработок является снижение качества планирования расходов. С целью оптимизации указанных расчетов эксперты предлагают наделить полномочиями специальную клиринговую организацию и параллельно запустить механизм многосторонних клиринговых платежей.

Важно учитывать, что при клиринге реализуется взаимозачет требований и обязательств, а не наличные платежи. Запуск подобного алгоритма предоставит возможность значительно уменьшить число транзакций, сократить соответствующие затраты и существенно снизить риск неуплаты. С целью интеграции рассматриваемых корректив предлагается дополнить закон No 326-ФЗ и Приказ Минздрава No 108н от 28 февраля 2019 года. При этом внимание акцентируется на том, что описываемый механизм можно будет реализовать в течение не более трех лет.

Авторы рассматриваемого документа с целью обоснования своего предложения указывают на то, что в РФ объем госфинансирования является одним из самых низких в мире. Он составляет 5,2 трлн руб., то есть 4% ВВП. При этом следует учитывать, что 56 субъектов РФ не принимают участия в выделении средств на территориальные программы ОМС из-за дефицита региональных бюджетов.

При подготовке доклада специалисты выяснили, что превышение затрат на оплату медпомощи за пределами региона над плановыми значениями актуально для 16 субъектов. Законодательными нормами не предусмотрено применение санкций за нарушение сроков осуществления оплаты в рамках межтерриториальных расчетов. В АСИ сумму средств ОМС, ежегодно участвующих в их проведении, оценили в размере от 100 до 136,5 млрд руб. К примеру, в 2019 году, согласно данным ФОМС, она составила 112 млрд.

Одним из ключевых факторов, осложняющих сложившуюся ситуацию, являются существенные отличия тарифов в разных регионах. Именно поэтому ТФОМС оказываются в неравных условиях и не имеют реальной возможности покрывать оплату медпомощи по более высоким тарифным ставкам, которые актуальны для других регионов. В отдельных субъектах не могут компенсировать до 2/3 расходов медучреждений при том, что на этом фоне ежегодно кратно увеличивается кредиторская задолженность.

Авторы предложения указали, что их инициативы не предусматривают оперативного исполнения и рассчитаны на обсуждение экспертами. Стоит заметить, что помимо описанного механизма расчетов предлагается целый комплекс мер, ориентированных на совершенствование действующей системы ОМС с учетом нехватки финансирования. В частности, речь идет об упрощении условий использования медучреждениями целевого финансирования, а также внесение инвестиционной составляющей из фонда ОМС.