/ Врачебная этика: как общаться с родными пациента в реанимации?

Врачебная этика: как общаться с родными пациента в реанимации?

08.08.2019

Frame 11.png


Согласно действующему законодательству, больница обязана предоставить родственникам пациента возможность посещать его в реанимации и в палате интенсивной терапии. Такое право есть у близких родственников и законных представителей. В настоящее время в Минздраве обсуждается возможность ограничить или запретить посещение реанимации детям до двенадцати лет, однако, на сегодняшний день таких ограничений нет. Пациента в отделении реанимации и интенсивной терапии могут навещать не более двух человек одновременно. Сотрудники отделения должны морально подготовить родственников к посещению отделений интенсивной терапии или реанимации, провести с ними инструктаж.

14 сентября МУИР проводит семинар «Выгорание и стресс у медицинских работников» Узнать подробнее


При общении с родственниками пациента, которые зачастую испытывают сильный стресс, повышается риск конфликтов. Подобные конфликты только мешают работе врачей и выматывают родственников. Устранить недопонимания можно, четко оповестив обе стороны о правилах посещения отделений реанимации, которые содержатся в Информационно-методическом письме Минздрава от 01.07.2016 «О правилах посещения родственниками пациентов в ОРИТ»:

  • допускается присутствие лиц без признаков острых инфекционных заболеваний, при этом врачи не имеют права требовать справки, но вправе провести опрос посетителя о состоянии его здоровья;

  • посетитель должен снять верхнюю одежду, надеть халат, маску, шапочку и вымыть руки;

  • использование мобильных телефонов и других электронных устройств не допускается, посетители должны их выключить;

  • не допускается присутствие лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

  • посетителям запрещается прикасаться к медицинским приборам;

  • посетители обязаны соблюдать тишину и следовать указаниям медицинского персонала;

  • также Письмо содержит запрет на посещение отделений реанимации и интенсивной терапии лицами младше 14 лет, однако, выполнение данного требование необязательно, если есть соответствующее разрешение главного врача;

  • в палате могут находиться не более двух посетителей, но не вовремя проведения инвазивных мероприятий и реанимирующих действий;

  • допускается оказание родственниками помощи в уходе за пациентом после подробного инструктажа.


Медицинский персонал обязан соблюдать права пациента в части защиты персональной информации, обеспечить безопасность и своевременно оказывать ему помощь. Чтобы довести эти сведения до родственников пациентов, медицинская организация может разработать памятку в свободной форме.

Сложные ситуации в отделении реанимации: что делать врачу?

  • Если родственники мешают врачам работать. Посетители редко мешают персоналу реанимаций, наоборот, стараются помочь по мере возможности. Чтобы исключить недопонимание, следует объяснить родственникам больного правила пребывания в реанимации.

  • Защита врачебной тайны. Медицинской организации необходимо принять все возможные меры, чтобы защитить конфиденциальность информации. Диагнозы и другие сведения, касающиеся других пациентов, не должны быть доступны для посетителей.

  • Если пациент не желает сообщать родственникам диагноз. Он имеет на это полное право. Уточните у него, какие сведения он разрешает о себе сообщить, - это поможет прийти к компромиссу с родственниками.

  • Как сообщить о смерти пациента его близким? По мере возможности выберите уединенное место, предупредите коллег, чтобы не беспокоили вас. Сообщите родственникам всю важную информацию в понятной форме, ответьте на вопросы. После разговора крайне желательно не оставлять людей наедине с их горем, соприсутствие в такой момент является формой поддержки.