Сведения об образовательной организации Портал ДО
Основные аспекты организации внутреннего контроля качества в медицинском учреждении
Основные аспекты организации внутреннего контроля качества в медицинском учреждении
07.06.2019

Основные аспекты организации внутреннего контроля качества в медицинском учреждении

Внутренний контроль безопасности и качества медицинских услуг позволит снизить расходы на 15%. Минздрав разрабатывает приказ, который регламентирует нормы контроля в ближайшем будущем и сделает их обязательными для выполнения во всех здравоохранительных учреждениях. 

Приоритетная задача здравоохранения – непрерывное повышение эффективности медицинской помощи, то есть качества и безопасности для всех граждан. Эти понятия подразумевают выполнение любых медицинских вмешательств квалифицированными сотрудниками, применение сертифицированных инструментов, аппаратуры и изделий согласно инструкциям, профилактика т.н. «больничных инфекций» (ИСМП) и высокий уровень санитарно-эпидемиологического надзора, а также информационную безопасность – просвещение населения по вопросам охраны здоровья и защита медицинской тайны. Все эти аспекты включает система управления качеством медорганизации.

Обращаем внимание, что МУИР проводит семинары, посвященные частным вопросам организации внутреннего контроля и клиентского сервиса в медицинских организациях. Следите за анонсами, чтобы не пропустить интересные события! 

Аудит качества предполагает мониторинг всех перечисленных аспектов. Коммерческие и государственные медицинские учреждения традиционно являются объектом повышенного внимания со стороны надзорных органов. Чтобы избежать конфликтов с проверяющими инстанциями, необходимо организовать эффективный внутренний контроль в клинике, подразумевающий своевременное выявление и минимизацию рисков и мероприятия по повышению качества управления и сервиса в медицинской организации.

Минимизация рисков в здравоохранении

В 2018 году органы СК РФ возбудили более двух тысяч уголовных дел по факту ненадлежащего исполнения обязанностей по оказанию медицинской помощи. Это на 24% больше, чем в 2017 году. Всего за 2018 год в следственные органы поступило более шести тысяч жалоб на действия медработников, отмечается, что за период с 2012 года количество общений в СК и количество уголовных дел против врачей и медицинских организаций выросло в семь раз.

Чтобы минимизировать риски для организаций и повысить безопасность и качество медицинских услуг для населения, Росздравнадзор издал Практические рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Они были поэтапно внедрены во все учреждения в стационары (в 2015 году), поликлиники (в 2016 году) и медицинские лаборатории (в 2018 году). Этот документ объединяет требования к безопасности и качеству в современных реалиях здравоохранения, уже зафиксированные в нормативно-правовых документах.

Внедрение Практических рекомендаций в деятельность учреждений

По данным на весну 2019 года Практические рекомендации внедрены в работу медицинских учреждений в 29 регионах России. Росздравнадзор сообщает, что удалось достигнуть следующих результатов:

  • Повышения комфорта пациентов;
  • Снижение количества летальных исходов;
  • Снижение сумм штрафов медицинских учреждений;
  • Оптимизация работы стационаров;
  • Повышение эффективности расходования средств;
  • Более рациональное расходование лекарств;
  • Снижение количества дублирующих анализов;
  • Оптимизация управления всеми процессами.
  • По данным ведомства, организации выполняют большую часть требований, а содержание документа не вызывает вопросов у персонала.


Как выполнять Практические рекомендации?

В настоящее время Минздрав совместно с Росздравнадзором разрабатывает проект приказа «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», поскольку организация внутреннего контроля на основании Практических рекомендаций доказала свою эффективность. Основные векторы работы организаций, согласно документу:

  • обеспечение безопасности медицинской деятельности;
  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • Соблюдение порядков и стандартов медпомощи, клинических рекомендаций;
  • соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований;
  • соблюдение медработниками и руководителями медорганизаций ограничений, применяемых при осуществлении профессиональной деятельности;
  • соблюдение сроков оказания медпомощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата с учетом критериев оценки качества медпомощи;

и некоторые другие.

Выполнение рекомендаций может осуществляться посредством мониторинга соблюдения всех перечисленных предписаний, то есть сбора, анализа данных и определения целевых показателей, а также динамики этих показателей, и объективной оценки результатов. Один из основных аспектов внутреннего контроля – это формирование внутренней информации обо всех событиях, в том числе о нежелательных.

Для эффективного внутреннего контроля необходимо:

  • Анализировать данные всех видов документов, издаваемых организации;
  • Проводить опросы персонала организации;
  • Проводить опросы пациентов и их законных представителей;
  • Наблюдать за процессами в организации.
  • Используя эти источники, можно получить объективную оценку деятельности организации.


Внутренний контроль как инструмент повышения эффективности работы учреждения

Мировой опыт показывает, что эффективная организация системы внутреннего контроля позволяет сокращать 15% расходов. Россия активно перенимает этот опыт: создается система информирования пациентов, внедряется стандартизация процессов оказания медицинской помощи, осуществляется мониторинг безопасности услуг. Одним из самых перспективных направлений в области повышения качества и безопасности медицинских услуг – это внедрение в работу учреждений цифровых технологий. В настоящий момент чиновники Минздрава работают над приказом, устанавливающим единые требования к внутреннему контролю безопасности и качества медицинских; предполагается, что этот документ позволит оптимизировать работу медучерждений к международным стандартам.

Напишите
нам в WhatsApp